ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ЗООЗАЩИТЫ • В РОССИИ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЖИВОТНЫХ В ДЕНЬ ПОГИБАЮТ ОТ БРОДЯЧИХ СОБАК • В ОТЛИЧИИ ОТ ХИЩНИКОВ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ, СОБАКИ НЕ ПРОСТО ОХОТЯТСЯ, А ИМЕННО ИСТРЕБЛЯЮТ ЖИВОТНЫХ, ДЕЛАЯ ЭТО НЕ ДЛЯ ПРОПИТАНИЯ • В ОТЛИЧИИ ОТ ВОЛКОВ ИЛИ ТИГРОВ, СОБАКИ НЕ УБИВАЮТ ЖЕРТВУ БЫСТРО, А ИМЕННО МУЧАЮТ ЕЕ, ЧАСТО ОСТАВЛЯЯ ЕЩЕ ЖИВОЙ НА ДОЛГУЮ И МУЧИТЕЛЬНУЮ СМЕРТЬ • • С СЕРЕДИНЫ 1990-Х ГОДОВ В РОССИИ ПОД ВИДОМ ГУМАННЫХ ПРОГРАММ ПРОВОДЯТСЯ МОШЕННИЧЕСКИЕ КОРРУПЦИОННЫЕ СХЕМЫ, ИСКУССТВЕННО СОЗДАЮЩИЕ ПРОБЛЕМУ БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ, ТАКИЕ КАК СТЕРИЛИЗАЦИЯ БРОДЯЧИХ СОБАК С ВЫПУСКОМ НА МЕСТА ОБИТАНИЯ ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ ИХ В ПРИЮТАХ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЧЕТ • | ||||||||
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | НОВОСТИ | ИСТРЕБЛЕНИЕ БРОДЯЧИМИ СОБАКАМИ ФАУНЫ | ИСТРЕБЛЕНИЕ БРОДЯЧИМИ СОБАКАМИ КОШЕК | ГИБЕЛЬ ЛЮДЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАПАДЕНИЯ БРОДЯЧИХ СОБАК | ЗООЭКСТРЕМИСТЫ, ПСЕВДОЗООЗАЩИТНИКИ, БИОЛОГИ-ФАЛЬСИФИКАТОРЫ | | СПАСЕНИЕ ЖИВОТНЫХ | КОНТАКТЫ |
Приложение к материалу Жестокость — понятие нравственное и правовое — привлекает в последнее время пристальное внимание не только социологов и юристов, но и естествоиспытателей. Можно сказать, жестокость — в такой же степени естественнонаучная проблема, в какой нравственна и юрисдикционна проблема охраны животного и растительного мира. Вот почему 19 апреля 1974 г. секция охраны природы Московского общества испытателей природы (МОИП) посвятила свое заседание проблеме жестокости с целью привлечь внимание научной общественности к поискам путей решения этой важной задачи. Мы публикуем вступительное слово, которым было открыто это заседание МОИП, доклад, излагающий результаты работы первой в нашей стране научно-исследовательской группы по изучению феномена жестокости в природоохранительном аспекте, выступления педагога и врача, а также полученные редакцией отклики юриста и физиолога на проблемы, поднятые на заседании МОИП. С точки зрения психиатра... С точки зрения биолога... С точки зрения педагога... С точки зрения врача... С точки зрения психиатра... (Примечание Центра правовой зоозащиты: Информация о том, что профессор К.А.Семенова была психиатром, ложная, К.А.Семенова была невропатологом.) Профессор К.А.Семенова Заведующий реабилитационным отделением для детей с церебральными параличами и психической недостаточностью Института судебной психиатрии им. В.П.Сербского Министерства здравоохранения СССР Председатель секции охраны животных Московского городского общества охраны природы На протяжении 10 лет я — председатель секции охраны животных — постоянно сталкиваюсь с явлением жестокости. В Уголовном кодексе РСФСР слово «жестокость» применяется и понятие жестокости существует. Как же жестокость проявляется? Когда нам приходится знакомиться с людьми, находящимися в местах заключения, мы сталкиваемся с полным презрением к морали, полнейшим равнодушием к страданиям другого человека, к боли, но, конечно, — не к своей. Именно это презрение к чужому страданию, чужой боли и дает возможность совершать противозаконные действия — убийства, насилия, избиения и т. п. Как формируется жестокий человек, не признающий иных страданий, кроме собственной боли? Такой человек проходит через определенный психологический барьер — барьер преодоления сочувствия к чужой боли. Иной ребенок, когда он мал, давит жуков, мучает птиц и кошек, и их боль, их страдания постепенно становятся ему безразличны. А когда он наберется силенок и начнет мучить ребенка поменьше себя (или послабее), у него появляется стереотипное, равнодушное отношение к чужой боли. Не так давно четыре мальчика убили пятого. Всем им было по 14 лет. Когда зашел разговор с ними об их любимых играх, занятиях, оказалось, что их увлечение — вешать собак и топить кошек. Сущность явления жестокости, вероятно, в значительной степени заключается еще и в своеобразном самоутверждении интеллектуально слабого человека. Так, индивид, не имеющий в достаточной степени возможности утвердить себя как сильного, волевого, умного, знающего человека, или ребенок, не способный проявить себя в учебе, в искусстве, в спорте, но обладающий большим честолюбием, старается утвердить себя как-то иначе. Чаще всего он стремится подчинить себе слабого, заставить хотя бы его признавать свою силу. Сначала этот слабый — кошка, собака, потом — более слабый человек. Например, девятилетний мальчик (Москва) прокалывал глаза голубям, мучил других животных. Мало того, он вовлек в компанию 20 других детей, причем среди них оказались и девочки. Сначала он заставлял этих ребят — под угрозой избиения — смотреть на то, что делает сам. Затем, постепенно не только мальчики, но и девочки стали соревноваться с ним в жестокости. Если посмотреть, кто мучает животных, станет видно: в основном это подростки и взрослые с низким уровнем развития. Они могут учиться в школах, техникумах, но дальше этого не идут: их интересы узкие, а претензии непомерные. И одним из путей удовлетворения их честолюбия становится жестокость. К нам в Общество приходят сотни писем об отстрелах животных на улицах городов и сел в присутствии детей. Случается, люди, проводящие отстрел, отнимают животных у детей. Печально даже не то, что незаконно убьют кошку или собаку, имеющих хозяев (хотя и это, конечно, возмутительно), а то, что несправедливый, жестокий поступок западает в душу детей, и они начинают верить в невозможность сопротивления жестокости и несправедливости. Ощущение этой беспомощности нередко превращает ребенка в неврастеника, делает его неспособным к вере в добро. Этих детей вы уже не убедите в справедливости поступков взрослых. Когда читаешь письма таких детей, становится больно за их будущее. И, наконец, существует жестокость ученых, работающих с животными. Нам прислали фотографию, на которой изображены две студентки 3 курса одного из медицинских вузов. Студентки хохочут над умирающей собакой, вышедшей из наркоза с выпавшими внутренностями. А ведь эти студентки должны стать врачами... Можно привести много примеров, когда опыты над животными проводятся без наркоза, причем нередко это не оправдано. Я перевидала на своем веку много вивариев, где содержатся подопытные животные. К сожалению, бывают виварии, которые скорее можно назвать камерами пыток. На такой базе подлинно научая деятельность строиться не может, хотя бы потому, что на больном, истощенном животном можно изучать лишь патологию. Наша общественность должна уделять больше внимания феномену жестокости. В честности, предотвращению жестокого обращения с животными могло бы помочь создание секций охраны животных во всех городах. Одним из главных направлений деятельности этих секций должна стать борьба с развитием жестокости в характере детей и подростка. С точки зрения биолога... Д.Н. Кавтарадзе Младший научный сотрудник кафедры зоологии беспозвоночных Московского государственного университета Ученый секретарь молодежного совета по охране природы Московского государственного университета Почему студенты-биологи занялись таким вопросом, как жестокое отношение к домашним животным? Мы столкнулись с тем, что современные городские дети, оторванные от природы, не знают ее, не любят или, как часто говорят, не «чувствуют» природы. Они мало общаются (или совсем не общаются) с домашними животными. Наша дружина1 стала заниматься вопросами пропаганды гуманного отношения к животным среди детей и взрослых. Многочисленные факты жестокого отношения к домашним животным насторожили нас. Нам казалось, что если человек жестоко относится к кошкам, собакам, голубям в городе, то чего же от него можно ожидать, когда он окажется на природе, да еще один, без свидетелей. Мы решили проанализировать мнение на этот счет широкой аудитории. были организованы выступления, в которых рассказывалось о случаях жестокого обращения с животными, по Всесоюзному радио, в «Комсомольской правде», в журнале «Охота и охотничье хозяйство». Выступления вызвали поток писем. Более 400 писем были обработаны по специальной системе. Был получен таким образом целый ряд показателей. Кого волнует эта проблема? Авторами писем оказались: служащие — 61%, пенсионеры — 25, учащиеся — 19, рабочие — 13, прочие 2%. Мужчины и женщины — примерно поровну. Больше всего писем пришло из РСФСР, Украины, Белоруссии. Все случаи можно разделить на так называемую бытовую жестокость и небытовую — отстрел собак на улицах городов и прием животных за деньги от детей на ветеринарных станциях или в заготконторах вопреки действующему законодательству2. Судя по письмам, география распространения случаев жестокости примерно совпадает с распределением плотности населения. Убедившись, что само явление — реальность, мы приступили ко второму этапу работы: занялись изучением конкретных проявлений бытовой жестокости. Была разработана учетная карточка, на которую заносился каждый случай. Полученные результаты не являются исчерпывающими, а лишь затрагивают проблему в самом первом приближении, но они весьма красноречивы. Г де происходили учтенные случаи? Во дворах — 55,5%, на улицах — 18,1, в подъездах — 8,4, а квартирах — 6,9 и в других местах — 11,1%. По времени: утром — 17,5%, днем — 47,2, вечером — 23,5, ночью — 11,8%. Чаще всего, как видно, случаи жестокости отмечаются днем, когда трудовое население находится на работе. Жестокие деяния в одиночку совершаются в 45,3% случаев, вдвоем — в 32, группой (более двух) — в 22,7%. Более половины случаев совершается группами из двух и более человек, т. е. это групповые деяния. Для нас это очень важно, потому что дает возможность предполагать вовлечение новых членов в такую группу. По характеру вред и его последствия для владельцев пострадавшего животного можно разделить на материальный ущерб, моральный ущерб и особые потрясения. Материальный ущерб — 3,8% случаев (обычно это касается охотников, потерявших собак), моральный — 69,8% случаев, вред здоровью (нервное потрясение, шок, обмороки, заикание детей, а также случаи помещения в психиатрические клиники и др.) — 26,4% случаев. Когда мы спрашивали потерпевших, какую они видят возможность возмещения ущерба, нам отвечали: возможности нет — в 71,5% случаев; частичная возможность есть — 28,5%. Какого возраста люди совершают жестокие поступки? От 3 —4 лет и до 60. Спрашивается, если жестокий поступок совершают дети 3 — 4 лет, можно ли считать это жестокостью? Думается, нет, но факты мы приводим, ибо они существуют. Следует обратить внимание на два возрастных пика проявления жестокости: один — в 14—15 лет, выражен очень резко, другой — около 50 лет, менее явно. Анализ социального положения людей, совершающих жестокие поступки, показал следующее: учащиеся — 55%, рабочие — 28,2, служащие — 14,1, пенсионеры — 2,7%. По образованию: начальное — 37,0%, неоконченное среднее — 14,8, среднее — 44,5, высшее — 3,7%. Пока нам удалось собрать немного сведений о повторности проступков (от двух до пяти раз). Она составляет 78% случаев. Таким образом, проявление жестокости — явление не случайное для большинства из тех, кто совершает жестокие проступки. Рис. 2 Неумелое обращение посторонних людей с собаками, имеющими хозяев (подошел к собаке, та грызла кость..." На этом и следующих графиках причина указана со слов пострадавших. Исследования проведены в 1972 году (левый столбик - январь, правый - май). Рис. 3. Неумелое обращение со своими собаками. Рис. 4. Случаи, когда, по словам потерпевших, хозяева натравливали на них своих собак. Рис. 5. Случаи, когда пострадавшие дразнили собак, имеющих хозяев. Рис. 6. Количество укусов бесхозными собаками, неспровоцированными («я шел по улице, собака подбежала и укусила»…) Рис. 7. Количество укусов бесхозными собаками, спровоцированными (сажал бесхозную собаку на цепь на своем участке…») Рис. 8. Количество укусов служебно-сторожевыми собаками («залез на забор склада…»). Рис. 9. Количество укусов хозяйскими собаками, совершенными по недосмотру хозяев («Девочка вела собаку на поводке, собака бросилась, девочка не удержала ее…»). Рис. 10. Количество укушенных бесхозными кошками, спровоцированными человеком Рис. 11. Количество укушенных хозяйскими кошками при неумелом обращении. Мы пытались выяснить образ жизни родителей в семьях, где дети совершают жестокие поступки. В этих семьях часто отсутствовал один из родителей или родители вели антиобщественный образ жизни. Было важно проследить связь между жестоким отношением к животным у подростков и их последующей судьбой. Большую помощь нам оказал Московский уголовный розыск. По данным секции охраны животных были составлены списки детей, замеченных в жестоком отношении к животным 3 — 4 года назад; эти списки мы передали в МУР. Оказалось, что из 31 человека трое находятся сейчас в заключении, причем один — вторично. С проблемой жестокости связана другая проблема — содержания животных в городах. В печати иногда появляются статьи, в которых говорится, что животные, прежде всего кошки и собаки,— это биологическая угроза нашему здоровью, это колоссальное число укусов3. Сообщалось, например, что в Московском пастеровском пункте регистрируется 10 тыс. укусов в год, причем большая часть укушенных — дети. В журнале Московского пастеровского пункта со слов пострадавшего записывается целый ряд сведений. Среди них — возраст пострадавшего, тяжесть полученных повреждений, ситуация, при которой человек пострадал, и, наконец, какое животное причинило травму — имеющее хозяина или бесхозное. Изучение почти тысячи случаев укусов за январь и май 1972 г. показало, что наибольший процент укусов вызван неумелым обращением с собаками и кошками, незнанием привычек животных. И здесь мы встречаем те же, уже известные нам пики: 14—15 и 50 лет. Укусы кошек составляют 11% всех зарегистрированных укусов в Московском пастеровском пункте, причем они всегда спровоцированы людьми, причинившими животному боль. Неспровоцированных случаев нет. Из общего числа зарегистрированных случаев довольно большой процент составляют укусы самых различных животных: хомячков, белых мышей, морских свинок, белок. Есть также и пострадавшие от лошадей, петуха, ежа, леопарда и даже... от человека. Вот так получается цифра 10 тыс. укусов. Необходимо добавить, что зарегистрированные "укусы" — это не только настоящие укусы, но и царапины, ссадины и гематомы. К тому же надо учесть, что пастеровский пункт Москвы обслуживает кроме самой столицы еще и Московскую область. Ветеринарная служба прилагает много сил по борьбе с бешенством. Населенные пункты должны быть очищены от бездомных собак и кошек это бесспорно. Но столь же бесспорно, что это мероприятие ни в коем случае не должно превращаться в кампанию по уничтожению собак и кошек вообще. Предположим, что мы избавимся от всех бесхозных животных, спровоцированные укусы которых составляют лишь 10% от общего числа. Но ведь и в таком случае останутся те 90% укусов, которые приходятся на животных, имеющих хозяев! Существует ли какая-нибудь законодательная практика в борьбе с жестоким отношением к животным? У нас в СССР 6 союзных республик (Азербайджанская, Армянская, Казахская, Туркменская, Узбекская, Эстонская) приняли законы об уголовной ответственности за жестокое обращение с животными. В других странах например в Англии, существует ряд законов, предусматривающих штрафы и тюремное заключение на срок не более 3 месяцев и другие виды наказания. Англия — единственная страна, в которой существует ответственность за оставление животных без присмотра. Уголовный кодекс Франции, состоянию на 1965 г., предусматривает различные наказания за жестокое обращение с домашними животными: тюремное заключение от 2 до 6 месяцев, штраф от 2 до 6 тыс. франков. В случае рецидива наказание удваивается. Закон о защите животных имеется также в ФРГ. Итак, жестокость по отношению к животным — это лишь форма выражения жестокости человека. В ряде случаев она служит показателем социальной установки личности. Так называемые безмотивные преступления наталкивают на мысль, что жестокость может быть самоцелью, хотя юристы до сих пор не изучают жестокость как особое явление: оно проходит лишь как фоновое, отягчающее обстоятельство. Мы убеждены в том, что борьба с жестокостью должна быть элементом воспитательной работы, а феномен жестокости должен тщательно изучаться. Необходимо предотвращать случаи жестокого обращения с животными, принимать организационные меры, разрабатывать инструкции по содержанию животных в городах, составленные с учетом биологических особенностей животных. 1. Студенческая дружина охраны природы МГУ была создана на биолого-почвенном факультете университета в 1960 г. Столкнувшись с многочисленными случаями жестокого отношения к животным, члены дружины создалив 1969 г. особую группу по изучению жестокого отношения к животным. В работе группы, кроме автора, принимали участие аспиранты и студенты В.А.Зубакин, О.Н.Стафеева, Е.Д.Попова-Бондаренко, С.Д.Вронская,а также члены секции охраны животных Московского городского общества охраны природы Е.В.Старца, Т.Н.Павлова, Т.А.Офицерова, Н.А. Попова. 2. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 октября 1963 г. «Об усилении борьбы с нарушением порядка хранения и использования оружия» и соответствующие указы союзных республик категорически запрещают стрельбу на территории населенных пунктов. 3. См.: Только ли друг? — «Советская Россия», 16.VII.1971; Друг, который может стать врагом.— «Советский красный крест», 1973, № 1; Собаки кусаются...— «Вечерняя Москва», 9.IV.I974 и др. С точки зрения педагога... К.Н.Благосклонов Кандидат биологических наук Доцент биологического факультета Московского государственного университета Член Совета по природоохранительному просвещению при Президенте Академии педагогических наук СССР Почему встречается жестокость по отношению к животным? Ведь человек не рождается жестоким. Значит, что-то мы просмотрели, не придали значения воспитанию гуманности у ребенка. Примеров небрежности в дошкольном воспитании можно привести очень много. Вот один из них. Детям, выезжающим с детским садом за город, выдают сачки и учат ловить бабочек. Это способствует исчезновению многих, уже ставших редкими, дневных бабочек. Несравненно хуже, однако, то, что на этой «модели охоты» дети учатся уничтожать живое: ведь этот принцип всеразрешения запечатлевается у ребенка на всю жизнь. Еще сложнее обстоит дело с воспитанием любви к природе на школьном уровне. Недавно на совещании, созванном Министерством просвещения СССР при участии Академии педагогических наук СССР, разбирался вопрос о школьных учебниках и программах, в том числе об отражении охраны природы в учебниках по естествознанию, биологии. Много, в частности, говорилось об учебнике по зоологии для 6 — 7 классов, в котором природоохранительный аспект, воспитывающий правильное отношение к животным, почти отсутствует. А иные положения просто неприемлемы, например задание на лето: наловить, умертвить и наколоть на булавки бабочек, стрекоз и шмелей. Нет необходимости изучать, уничтожая; к тому же в учебнике названы группы именно полезных и охраняемых насекомых. В каком положении окажется учитель биологии, скажем, в Латвийской ССР, где шмели охраняются законом? До сих пор не решен окончательно вопрос о роли анатомирования позвоночных животных на уроках по зоологии. Мы полагаем, например, что недопустимо показывать школьникам 7-го класса вскрытую лягушку обязательно с бьющимся сердцем или демонстрировать дерганье лапой обезглавленной лягушки. Но ведь именно это рекомендовано в одном из руководств для учителей! Трудности пересмотра программ и учебников под углом зрения современных взглядов на биосферу, экологигизация и «гуманизация» биологии состоят в том, что в старую изложения (систематического и анатомического) трудно втиснуть новое содержание. Пересмотр неминуемо захватит самые принципы, методы преподавания биологических предметов. Относительно благополучно обстоит дело с третьей ступенью природохранительного просвещения — вузовского. Особенно это относится к педагогическим вузам, где введен большой обязательный курс охраны природы. Но и здесь еще, видимо, все хорошо. Не изъято из употребления одно из пособий по летней практике по зоологии позвоночных студентов пединститутов, где даются рекомендации вроде: «застрелите клеста и рассмотрите его клюв». Добыть, умертвить, а потом изучить - таков порочный в наши дни педагогический принцип этого пособия. Живое нужно и можно изучать на живом. Это даст учащимся несравненно больше, чем изучение трупов животных, а главное, только общение с живым может привить любовь к нему, истинно человеческое отношение к животным. С точки зрения врача... А.И.Генералов Доктор медицинских наук Руководитель отдела гнойной хирургии Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Министерства здравоохранения РСФСР Следует приветствовать большую, полезнуюи очень нужную работу, которую проводит секция охраны животных Московского городского общества охраны природы. Мы не имеем права оставаться равнодушнымии допускать случаи проявления жестокости к животным со стороны взрослых, подростков и детей. Человек, получающий удовольствие от мучений животных, социально опасен, так как объектом физических или моральных мучений рано или поздно для него станут члены семьи, близкие или подчиненные на работе. К сожалению, в нашей печати иногда появляются публикации, которые, вне зависимости от благих намерений авторов, объективно служат оправданием жестокого отношения к животным. В таких публикациях обычно приводятся пугающие сведения о числе людей, получивших укусы. Мне хорошо известно, что в экстренной хирургии детского возраста среди многих очень актуальных проблем (гнойной инфекции, черепно-мозговой и транспортной травмы, ожогов и др.) нет проблемы помощи укушенным детям. В большинстве своем укусы — это мелкие поверхностные ссадины и царапины. Практически в крупнейшие детские больницы Москвы за год госпитализируется не более одного — двух детей с ранами от укусов. При этом важно точно установить, виноват ли владелец собаки или виноват сам пострадавший. Мы не вправе винить владельца, если пострадавший перелез через забор и оказался в зубах у собаки на охраняемой ею территории, а также если злили привязанную собаку. Но мы вправе строго спрашивать с владельца, который не следит за злобной собакой, выводит ее без короткого поводка или выпускает без намордника. Сейчас многие жители городов, к сожалению, вообще забыли правила поведения с животными. Такие люди не дотронутся до оголенных электрических проводов, знают правила уличного движения, но они понятия не имеют о том, как обращаться с животными, не знают, что бежать с криком от маленькой собачонки тоже опасно — она обязательно схватит зубами за ногу. Часто объектом жестокости являются кошки. Ведь они якобы бродячие. Согласно действующим правилам, от них должны быть закрыты решетками чердаки и подвалы наших современных домов. Но ведь бродячих кошек, в сущности, не бывает: кошки всегда живут при доме. Вместе с тем не надо забывать, что подвалы домов, куда открываются люки мусоропроводов и где скапливается часть пищевых отбросов, действительно таят в себе немалую опасность. Дело в том, что если в подвалах наших домов не будет кошек, то там — несмотря на решетки и постановления — поселятся крысы, опасность от которых для населения большого города очень велика. Как детскому хирургу мне хотелось бы еще раз отметить, что домашние животные и контакт с ними не таят в себе угрозы для здоровья и благополучия наших детей. Настоящая опасность для них кроется в явлениях жестокости по отношению к животным. |