"ВЕТЕРИНАРНАЯ ПАТОЛОГИЯ" №2(17), 2006 г.
Бездомное животное лишено самого главного в жизни домашнего животного - жизни в обществе человека.
(Г.Б. Пояганов)
Г.Б. Пояганов
(Служба гуманного регулирования численности безнадзорных
животных, г. Нижний Новгород)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ В МЕГАПОЛИСАХ
Анализируется проблема гуманного регулирования численности безнадзорных животных, история вопроса, опыт работы в данном направлении и перспективы на примере деятельности городской службы Нижнего Новгорода.
История проблемы "гуманности"
Проблема гуманного отношения к животным не нова и существует в умах человечества со времен Античности. На сегодняшний день она нашла свое выражение в Европейской конвенции по защите домашних животных, которую приняли в качестве основы в формировании национальных политик в области регулирования численности популяций безнадзорных животных 22 европейских страны, в состав которых Россия не вошла.
В нашей стране попытки решения проблемы гуманности в отношениях с животными на федеральном уровне были сделаны в проекте закона "О защите животных от жестокого обращения", который до сих пор не принят. Основными действующими федеральными законами в отношении регулирования численности собак и кошек в населенных пунктах на сегодняшний день являются Гражданский кодекс, ст. 226 "Безнадзорные животные", Постановление Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 г. № 449 с исправлениями от 1992 г. "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР" и ст. 245 УК РФ "О жестоком обращении с животными". Если говорить о соблюдении соответствия положений перечисленных законодательных актов друг другу, то можно найти расхождения в определении терминов, используемых в нормативных актах.
Так, например, если пользоваться термином "безнадзорные" животные, то по ГК все отловленные животные должны содержаться не менее полугода, тогда как Постановление СМ № 449 говорит о том, что передержке в течение 3-х дней подлежат только служебные, охотничьи и другие породистые собаки, а также собаки имеющие регистрационные знаки. Такое расхождение можно объяснить только тем, что под безнадзорными животными в ГК подразумеваются животные, имеющие собственника и оставленные им без присмотра, из числа домашних животных, а к домашним животным причисляются одомашненные виды животных, в том числе и пчелы. Но животные, ведущие вольный или полувольный образ жизни, а также лабораторные животные к домашним животным не относятся. Постановление СМ № 449 не использует термин "безнадзорные" в отношении собак, а под животными, подлежащими отлову, по всей видимости, понимаются животные, не имеющие собственника и ведущие полувольный образ жизни. К таким животным можно применить, например, термин "бесхозное", а отличие "безнадзорных" и "бесхозных" животных при отлове определять по наличию заявлений от жителей города о пропаже своих животных.
Главное, что должно быть учтено в данном случае, это то, что муниципальные Правила содержания животных в области организации отлова должны обязательно требовать от организаций, производящих отлов, опубликования результатов отлова за 3 суток в СМИ и наличия службы регистрации потерянных животных. Тогда требования федерального законодательства в области регулирования численности будут выполнены.
Основные значимые положения, которые определяются федеральным законодательством, следующие:
• отлов собак и кошек, производимый в городах и поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства, которые, кроме того, обязаны осуществлять систематический контроль за своевременной регистрацией и перерегистрацией собак владельцами;
• обязательная регистрация и перерегистрация собак и кошек в городах и поселках, осуществляемая государственными ветеринарными учреждениями;
• органы местного самоуправления имеют право ограничивать количество собак и кошек, содержащихся владельцами с учетом местных условий и санитарных норм;
• передержке не менее 3 суток подлежат отловленные собаки служебных, охотничьих и др. пород, а также собаки, имеющие регистрационные знаки.
На муниципальных уровнях попытки решения проблемы гуманизации отношений человека с животными предпринимались администрациями городов принятием "Правил содержания домашних животных в городе", а также более расширенными законодательными актами, такими как закон "О животных", принятый в г. Москве. (Коммент. ред. сайта: На момент выхода статьи в Москве не принят закон "О животных", а проект закона г. Москвы "О содержании домашних животных в г. Москве" принят Мосгордумой только во 2-ом чтении и содержит ряд положений, противоречащих федеральному законодательству РФ, европейским стандартам работы с домашними животными, нормам и принципам гуманного регулирования численности домашних животных, интегрированным в экономику экономически развитых стран Запада, США, Канады и др.)
Опыт решения проблемы в Нижнем Новгороде
Попытка решения проблемы гуманного отношения к животным была сделана Администрацией Н. Новгорода в 2001 г., когда были приняты "Правила содержания домашних животных", в основу которых легли положения, разработанные специалистами Общественного экологического центра "Дронт" и Общественной организации "Экополис". В основу программы гуманного регулирования численности безнадзорных собак и кошек на территории Н. Новгорода был положен метод отлова, стерилизации и выпуска (ОСВ) животного в места своего прежнего обитания. Выбраковка и эвтаназия животных полностью отвергались.
Данная программа просуществовала более 2 лет и дала следующие результаты:
• возросла численность безнадзорных животных, причем процент стерилизованных животных в популяции практически стал нулевым в основном из-за естественной смерти стерилизованных животных и роста популяции в целом. Так, по данным отчетов ООО "Экополис", которая непосредственно выполняла программу регулирования, на конец 2002 г. было простерилизовано и выпущено к местам своего обитания порядка 2000 животных. Тотальный учет численности безнадзорных животных, проведенный методом прямого мониторинга студентами биофака НГУ им. Н.И. Лобачевского весной 2004 г. на территории Н. Новгорода, определил численность популяции безнадзорных животных порядка 5 тыс. особей, среди которых стерилизованных животных были единицы. Одно из таких животных, обитающих непосредственно вблизи университета, наблюдалось студентами в течение полугода и пропало по невыясненным обстоятельствам, предположительно погибло;
• по данным органов санитарно-эпидемиологического и ветеринарного контроля, резко ухудшилась эпидемиологическая и эпизоотическая ситуации. В городе появились случаи заболевания бешенством людей, домашних животных и крыс. Как вынужденная мера в городе 2 раза вводился карантин на вывоз животных и проводился план противоэпизоотических мероприятий. Такого не наблюдалось более 10 лет;
• в травмпункты ежемесячно обращались сотни покусанных людей, в том числе и дети. За 2002 г. с покусами в органы здравоохранения обратились более 4000 человек.
В результате сложившейся ситуации санитарно-противоэпидемическая комиссия при правительстве Нижегородской области своим решением № 6 от 9.06.2003 г. приостанавливает действие существующей программы по регулированию численности безнадзорных животных и рекомендует администрации города принять срочные меры по снижению численности безнадзорных животных. 1.07.2003 г. создается внештатное отдельное подразделение при городской станции по борьбе с болезнями животных "Служба гуманного регулирования численности безнадзорных животных г. Нижнего Новгорода". Финансирование Службы осуществляется из бюджета города. Регулирование численности безнадзорных животных основывается на комплексном подходе к решению проблемы безнадзорных животных, который включает в себя возможность выбраковки и эвтаназии животного. 31.072003 г. городская санитарно-противоэпидемическая комиссия принимает решение о разработке и подготовке новой редакции "Правил содержания собак в г. Нижнем Новгороде" и "Положения по организации отлова безнадзорных животных".
В январе 2004 г. распоряжением правительства Нижегородской области вводятся в действие "Типовые правила содержания домашних животных", которые рекомендуется принять за основу при разработке муниципальных правил содержания животных в городах Нижегородской области. В основе типовых правил лежат положения ветеринарного законодательства и Постановление Совета Министров № 449 от 1980 г.
Основные выводы, которые можно сделать, исходя из собственного опыта работы и опыта предшественников, следующие.
1. Выпуск стерилизованных животных в места их прежнего обитания не может быть признан безусловно гуманным, т.к. у животного меняется гормональный фон, снижается иммунный ответ организма. Стерилизованное животное изгоняется из стаи, становится неконкурентоспособным по отношению к полноценному животному и как следствие без поддержки человека слабеет от недоедания и становится устойчивым носителем всевозможных возбудителей инфекционных болезней. В результате в условиях города животное живет не более 3 лет и умирает в голоде и болезнях. Содержание таких животных возможно только в приютах или в категориях "домашнее" или "условно-безнадзорное", т.к. его существование целиком зависит от человека.
(Комментарий ред. сайта: "Выпуск стерилизованных животных в места их прежнего обитания не может быть признан безусловно гуманным" в первую очередь потому, что эти домашние животные (собаки и кошки) лишены общения с хозяином, контроля, содержания, заботы человека и в результате, находясь на улице, они неизбежно испытывают боль, страх и страдания, что противоречит Европейской Конвенции о защите домашних животных. Нежизнеспособны на улице многие кошки и собаки независимо от того стерилизованы они или нет. Ведь для этих домашних животных улица не является естественной средой обитания. У нас имеются данные наблюдений, когда стерилизованные суки являлись вожаками стай, не состоящих из родственников. Так же мы имели возможность в течении нескольких лет наблюдать за сотнями стерилизованных бездомных кошек, которые ни как не были ущемлены по сравнению с не стерилизованными.)
2. Альтернативу гуманному регулированию методом стерилизации и выпуска животного в места прежнего обитания составляет комплексный метод, включающий в себя:
• отлов животного гуманными способами (дистанционным инъектированием или сетями);
• 3-дневную передержку отловленного животного;
• выбраковку по признакам доброжелательной ориентации на человека, хозяйственной значимости и востребованности породы, состояния здоровья животного;
• эвтаназию или стерилизацию животного с целью дальнейшего пристройства "в добрые руки" или категорию "условно-безнадзорное" животное.
3. Полноценная реализация комплексного метода в регулировании численности безнадзорных животных возможна только на основе создания определенной инфраструктуры, включающей в себя:
• отдельно финансируемую организацию, занимающуюся вопросами регулирования и состоящую из двух структур - службы отлова и городского приюта;
• общественную организацию, которая возьмет на себя контроль за выполнением Правил содержания животных в городе.
Создание отдельных финансово независимых структур с четким разграничением полномочий в соответствии с решаемыми структурой задачами позволяет наиболее комплексно и полно решать вопросы гуманного регулирования численности безнадзорных животных в аспектах гуманизма и биоэтики, в постоянно меняющихся экологических и экономических условиях. Так, например, для службы отлова гуманизм и биоэтика должны проявляться в отношении животных и населения в способах организации отлова (не должны присутствовать дети, для отлова должны выбираться утренние часы, не следует вступать в разговоры с населением, отлов проводится в присутствии представителей коммунальных структур или органов власти, в отсутствии прецедентов, связанных с летальным исходом для животных), но нельзя требовать от службы отлова ответственности за время передержки животного. Ее задача - отловить и доставить отловленное животное в живом состоянии в городской приют, а задача последнего дать шанс животному обрести своего владельца.
Общественная организация, занимающаяся контролем за выполнением правил содержания домашних животных, должна непосредственно работать с людьми, а также оценивать необходимость отлова животных в тех или иных районах и давать свои рекомендации службе отлова. На первом месте в ее работе должна стоять пропаганда правил содержания животных в городе, где основным приоритетом должны быть принципы контроля со стороны человека за животным, т.к. в условиях города это и есть проявление гуманизма к животному. Бездомное животное лишено самого главного в жизни домашнего животного - жизни в обществе человека. Кроме того, контроль за содержанием домашних животных заключается не только в том, находится ли оно под присмотром. Животное в условиях города должно быть воспитано, т.е. им должен быть пройден курс послушания, а это в нашем городе проблематично, т.к. почти нет площадок для дрессировки и выгула животных. Именно там формируется понимание между людьми и животными. Поэтому важной задачей является выработка рекомендаций по организации и размещению площадок для выгула и дрессировки собак.
Экологическая взаимосвязь структур основывается на одновременном комплексном решении всех проблем, связанных с проблемой существования безнадзорных животных на территории города, тогда как метод отлова, стерилизации и выпуска в места их прежнего обитания не решает буквально ни одной из проблем:
• существование проблемы безнадзорных животных в течение 5-7 лет, даже при условии полного отлова животных;
• антисанитарное состояние наиболее спокойных мест в городе, т.к. 100% бездомных собак больны гельмитозами, 50% дерматитами, 30% вирусными инфекциями. Безнадзорные животные выгуливаются, где захотят и когда захотят, занимая территории детских садиков, спортплощадок, лесопарковых зон;
• опасность возникновения эпидемий опасных заболеваний, в том числе и бешенства;
• негативное отношение со стороны части жителей города.
Комплексный метод позволяет с помощью указанных структур при правильно установленных приоритетах справиться с проблемой безнадзорных животных в течение 2-3-х лет и в дальнейшем держать ситуацию под контролем.
Экономическая взаимосвязь обусловлена отдельным целенаправленным финансированием структур, позволяющим сделать правильный выбор приоритетов на определенных этапах реализации про граммы и определить стратегию регулирования численности популяции безнадзорных животных в целом. Наличие разделенных, финансово независимых структур позволит не смешивать корпоративные интересы заинтересованных организаций с потребностями жителей города и гражданского общества в целом.
Так, на первых этапах реализации программы целесообразно вкладывать денежные средства в Службу отлова, устанавливая пропорции в отлове и эвтаназии животных 1:10, т.е. одно животное из 10 подлежит стерилизации и обязательному обустройству или в "добрые руки", или в категорию "условно-безнадзорное". На решение данной задачи направляются бюджетные средства, соответственно, финансируются и имеющиеся структуры. На последующих этапах, когда численность популяции безнадзорных животных уменьшится, появится возможность изменить приоритеты между эвтаназией и пристройством животных, соответственно, перенаправляя денежные ресурсы на информационное обеспечение пристройства животных и их длительную передержку, т.е. на развитие муниципального приюта и общественных структур, определяя пропорции, например, в отношении 1:2. В конечном счете гуманизм человека и проявится в создании гибкой инфраструктуры в области регулирования численности безнадзорных животных, позволяющей адекватно реагировать на имеющуюся обстановку в городе.
На сегодняшний день Служба гуманного регулирования с учетом имеющихся ресурсов может осуществлять регулирование численности безнадзорных животных комплексным методом в пропорции 1:10 порядка 300 животных в месяц. В практике работы службы внедрен поголовный компьютерный учет каждого отловленного животного, а также его дальнейшая судьбы. Ведется база данных по условно-безнадзорным животным. Необходимость введения данной категории животных была продиктована отсутствием мест в приюте для длительной передержки животного и желанием жителей Н. Новгорода сохранить жизнь полюбившемуся им животному. Для того, чтобы обеспечить своему бездомному любимцу безопасную жизнь, необходимо предоставить в Службу письмо на имя начальника с просьбой перевести бездомное животное в категорию условно-безнадзорное. В письме обязательно указывается ответственное лицо со всеми его реквизитами и должна быть разрешительная резолюция от соответствующих коммунальных служб. После этого проводится бесплатно стерилизация, вакцинация, установка на ухо пластиковой метки с отметками о стерилизации и вакцинации и занесение в компьютерную базу данных. Каждый год Служба бесплатно проводит ревакцинацию.
Оценка современной ситуации по безнадзорным животным в Нижнем Новгороде
В настоящее время, по предварительным оценкам специалистов Службы гуманного регулирования численности безнадзорных животных, город перенаселен безнадзорными животными. К основным причинам роста популяции безнадзорных животных можно отнести:
• отсутствие в городе на протяжении порядка 3 лет комплексной продуманной программы по искусственному регулированию численности популяции безнадзорных животных;
• недостаточные объемы отлова безнадзорных животных, организованные в настоящее время, в том и числе на закрытых внутренних территориях;
• отсутствие рабочих Правил по содержанию домашних животных в Н. Новгороде, а также продуманного механизма контроля за их выполнением со стороны заинтересованных организаций;
• недостаточная пропаганда среди владельцев животных методов искусственного регулирования размножения (метод стерилизации и гормональной терапии), а также отсутствие организации льготной стерилизации домашних животных для малоимущих слоев населения;
• отсутствие комплексного учета животных, находящихся во владении населения и предприятий, что не позволяет контролировать и прогнозировать развитие ситуации;
• неконтролируемая продажа животных на рынках.
На март 2004 г. на улицах города находилось порядка 5 тысяч безнадзорных животных, без учета животных, обитающих на закрытых ведомственных территориях. Прогнозируемые расчеты колебаний численности безнадзорных животных с учетом существующих объемов отлова показывают, что сокращение численности безнадзорных животных к концу 2004 года не произойдет, численность популяции может возрасти до 8 тысяч особей. Требуемые объемы отлова безнадзорных животных для Н. Новгорода в 2005 г. составят порядка 600 животных в месяц, что позволит за 2-3 года сократить численность безнадзорных животных в городе до естественного фона порядка 1000 особей.
Меры для наиболее полной реализации комплексного метода регулирования численности популяции безнадзорных животных
Принимая во внимание, что сложившаяся ситуация по безнадзорным животным в Н. Новгороде требует увеличения объемов отлова в 2 раза (т.е. 600 животных в месяц), предлагается ряд конкретных мер, в частности:
• оставить соотношение 1:10 между отловленными и пристроенными животными;
• приобрести дополнительно 2 автомобиля; увеличить количество посадочных мест до 100;
• оборудовать пункт стерилизации и организовать льготную стерилизацию для животных малоимущих слоев населения в объеме не менее 20 животных в месяц;
• обеспечить информационную поддержку службы поиска животных, публикаций результатов отлова и животных, содержащихся в приюте на Интернет-сайте и в СМИ.
Предполагаемые денежные затраты составят на 2005 г. порядка 4,5 млн рублей. Такие денежные ресурсы потребуется вкладывать ежегодно в развитие организационных структур на протяжении 2-3 лет, после чего затраты могут быть снижены в 2 раза.
Стратегия гуманного регулирования должна сводиться к уменьшению количества животных, подвергающихся эвтаназии, за счет развития предлагаемой инфраструктуры.
Итоги и перспективы работы Службы гуманного регулирования численности безнадзорных животных г.Нижнего Новгорода
|