ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ЗООЗАЩИТЫ • В РОССИИ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЖИВОТНЫХ В ДЕНЬ ПОГИБАЮТ ОТ БРОДЯЧИХ СОБАК • В ОТЛИЧИИ ОТ ХИЩНИКОВ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ, СОБАКИ НЕ ПРОСТО ОХОТЯТСЯ, А ИМЕННО ИСТРЕБЛЯЮТ ЖИВОТНЫХ, ДЕЛАЯ ЭТО НЕ ДЛЯ ПРОПИТАНИЯ • В ОТЛИЧИИ ОТ ВОЛКОВ ИЛИ ТИГРОВ, СОБАКИ НЕ УБИВАЮТ ЖЕРТВУ БЫСТРО, А ИМЕННО МУЧАЮТ ЕЕ, ЧАСТО ОСТАВЛЯЯ ЕЩЕ ЖИВОЙ НА ДОЛГУЮ И МУЧИТЕЛЬНУЮ СМЕРТЬ • • С СЕРЕДИНЫ 1990-Х ГОДОВ В РОССИИ ПОД ВИДОМ ГУМАННЫХ ПРОГРАММ ПРОВОДЯТСЯ МОШЕННИЧЕСКИЕ КОРРУПЦИОННЫЕ СХЕМЫ, ИСКУССТВЕННО СОЗДАЮЩИЕ ПРОБЛЕМУ БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ, ТАКИЕ КАК СТЕРИЛИЗАЦИЯ БРОДЯЧИХ СОБАК С ВЫПУСКОМ НА МЕСТА ОБИТАНИЯ ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ ИХ В ПРИЮТАХ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЧЕТ • | ||||||||
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | НОВОСТИ | ИСТРЕБЛЕНИЕ БРОДЯЧИМИ СОБАКАМИ ФАУНЫ | ИСТРЕБЛЕНИЕ БРОДЯЧИМИ СОБАКАМИ КОШЕК | ГИБЕЛЬ ЛЮДЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАПАДЕНИЯ БРОДЯЧИХ СОБАК | ЗООЭКСТРЕМИСТЫ, ПСЕВДОЗООЗАЩИТНИКИ, БИОЛОГИ-ФАЛЬСИФИКАТОРЫ | | СПАСЕНИЕ ЖИВОТНЫХ | КОНТАКТЫ |
Обоснование необходимости введения в России трехзвенной системы мер по решению проблемы безнадзорных животных В первом обращении к Вам от 19.07.2004 г. мы показали результаты нашего исследования влияния безнадзорных животных на социальное развитие и экологию города, включая биоразнообразие (были приложены отзывы более чем от 20 организаций природоохранного экологического и санитарно-эпидемиологического профиля). На основании этих результатов нами был сделан очевидный вывод о крайне негативном влиянии безнадзорных животных на экологию города и социум. В данном обращении представляем Вам обоснование создания оптимальной концепции работы с безнадзорными животными, максимально реализующей права граждан, наиболее гуманной ко всем животным (в т.ч. диким, испытывающим "санитарный пресс" со стороны собак и кошек) и наиболее эффективной с точки зрения суммарных затрат и получаемого результата. Обоснование состоит из введения, четырех частей, заключения и приложения: Введение. Часть I. Анализ и сравнительная характеристика существующих концепций решения проблемы безнадзорных животных. ТАБЛИЦА 1. ТАБЛИЦА 2. Часть II. Выбор критериев для создания оптимальной концепции решения проблемы безнадзорных животных. Часть III. Создание оптимальной концепции решения проблемы безнадзорных животных. Часть IV. Реализация оптимальной концепции решения проблемы безнадзорных животных. Заключение. Приложение. Подборка сообщений средств массовой информации о смертельных случаях при нападениях безнадзорных собак на людей в России. Введение. Во-первых, безнадзорные животные (кошки и собаки) являются собственностью государства. Поэтому, при причинении вреда со стороны этих животных здоровью граждан, экологии и благоприятной окружающей среде у государства возникают обязательства компенсировать этот вред всем пострадавшим. В данном случае, вред здоровью граждан причиняется не только при нападении на них безнадзорных животных, но и при наблюдении страданий, гибели или уничтожения этих животных, а также при частых сегодня социальных конфликтах между гражданами (одним животные на улице мешают, другие их защищают). Первопричиной этого вреда является само свободное обитание этих домашних животных на улице, в то время как по всем канонам и здравому смыслу эти животные должны содержаться только в домашних условиях и иметь владельца. Во-вторых, государство не принимает необходимых мер в отношении реализации для безнадзорных животных требования абзаца 2 статьи 137 Гражданского Кодекса РФ "о необходимости гуманного обращения с домашними животными", в том числе, не создает условия для минимизации количества безнадзорных животных на улицах, как в европейских странах. В результате указанного бездействия госслужб простые граждане вынуждены бесплатно выполнять работу по изъятию с улиц, спасению и жизнеобеспечению безнадзорных собак и кошек, неся из-за этой работы моральный вред и материальный ущерб. Между тем, эти граждане избавляют остальных членов общества от необходимости наблюдать страдания и гибель на улицах этих животных. Следовательно, эти люди, жертвуя собой, в одиночку реализуют права других граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Вышеуказанное можно трактовать: с одной стороны, как неосновательное обогащение (статьи 1102-1107 Гражданского Кодекса РФ) государственных органов за счет неоплачиваемого труда граждан и нанесения им материального ущерба и морального вреда, а с другой стороны, как работу граждан в чужом интересе без поручения (т.е. в интересах государства) (статьи 980-988 Гражданского Кодекса РФ). В обоих случаях у государства возникают обязательства в отношении указанных граждан выплачивать стоимость неосновательного обогащения, а также убытки, понесенные гражданами в процессе работы в чужом интересе. Кроме того, граждане претендуют на вознаграждение за свой благородный, самоотверженный труд по спасению безнадзорных собак и кошек. Свободное обитание безнадзорных животных в городе нарушает права тех людей, для которых благоприятная окружающая среда несовместима с постоянным повышенным риском нападения на них безнадзорных собак. Так как собаки нападают избирательно, то следовательно, нарушаются гарантированные Конституцией РФ (статья 6 ч.2; статья 17 ч.3; статья 19 ч.2 и ч.3 ) равные права и свободы граждан: более ущемленными перед опасностью подвергнуться нападению безнадзорных собак оказываются физически слабые люди: дети, инвалиды, пожилые, женщины (зависимость от пола), а также люди, например, живущие рядом с пустырями и иными местами дислокации стай собак (зависимость от места жительства) и т.д. При этом нарушаются права граждан на свободу передвижения и на доступ к объектам социальной инфраструктуры, предусмотренные федеральным законодательством. Указанные обстоятельства создают условия для возникновения дискриминации отдельных категорий граждан в обществе. Помимо этого, нарушается равноправие граждан на сохранность личного имущества - а именно, ущемляются имущественные права владельцев кошек из-за повышенной опасности гибели кошек, оказавшихся на улице, от собак. По этой же причине нарушаются права опекунов бездомных кошек. С другой стороны, в городах живёт немало людей, для которых благоприятная окружающая среда несовместима с осознанием того, что в их городе преднамеренно или случайно гибнут безнадзорные животные. В данном случае, неважно гибнут ли они "де-юре", когда узаконен способ утилизации безнадзорных животных путем их отлова с целью уничтожения, или "де-факто", когда официально уничтожения животных нет, а ФАКТИЧЕСКИ создаются условия, когда оно происходит повсеместно на глазах у людей, как это имеет место с безнадзорными кошками в Москве. Причем воздействие этой негативной информации на граждан (в том числе на их здоровье через психику) порой важнее, чем поддержание чистоты их квартир и даже собственное благополучие. Поэтому, эти люди, ценой ухудшения собственного материального и жилищного положения, понимая, что безнадзорные собаки и, в первую очередь, конечно, кошки не способны выжить на улицах мегаполиса, подбирают их по нескольку десятков к себе домой, тратят на них все свои деньги и время, теряют доходную занятость и постепенно впадают в нищету, что приводит к распаду их семей и к изоляции их от общества. Эти люди - в основном пожилые женщины, многие из них инвалиды, теряют надлежащие условия жилья, право свободного выбора оплачиваемого рода занятости (право на труд), право пользоваться всеми благами в обществе (право на развитие), право на охрану здоровья и медицинское обслуживание (люди не могут лечь в больницу, так как не с кем оставить животных) и т.д. Очевидно, что другие граждане, в том числе основные виновники появления на улицах безнадзорных собак и кошек - владельцы животных, не принимают участия в жизнеобеспечении безнадзорных животных и не несут в данном случае никаких обязанностей. Конституция РФ гарантирует права каждому гражданину. В данном случае, причиной нарушения прав являются безнадзорные животные. И государство обязано принять меры, чтобы очистить улицы от безнадзорных животных (реализуя права одних людей), но не уничтожая их, а обеспечив их благополучное существование (реализуя права других граждан). Эти принципы и должны быть заложены в оптимальную концепцию работы с безнадзорными животными. Если же государство не затрудняет себя в реализации охраны прав противоположных (по взаимоисключающим намерениям в отношении безнадзорных животных) сторон граждан и не закрепляет эту охрану путем внедрения соответствующих хозяйственно-правовых механизмов (целью которых было бы изъятие с улиц и обеспечение благополучия безнадзорных животных), то создаются условия, когда реализация прав одних граждан неизбежно нарушает права других граждан, то есть нарушаются статья 6 ч.2, статья 17 ч.3, статья 19 ч.2 и ч.3 Конституции РФ о равных правах и свободах. В результате каждая указанная сторона граждан самостоятельно пытается реализовать свое право на благоприятную окружающую среду, и все вопросы решаются по принципу "кто сильнее", что становится причиной социальных конфликтов. Вот два наиболее характерных примера. Один человек, справедливо проявляя заботу о безнадзорной собаке днем строит для неё будку во дворе своего дома, а другие граждане из этого же дома ночью эту будку ломают и пытаются эту собаку убрать или уничтожить (например, нанимая ловцов), справедливо реализуя свое право на благополучие для себя и своих семей. Не менее распространенный случай: женщина ежедневно кормит несколько кошек у отверстия в подвал. Однако, жильцам из квартиры, под окнами которой находится это единственное отверстие для доступа кошек в подвал, мешают звуки, мяукание, раздражают миски с едой. И они, реализуя свое право на благоприятную окружающую среду, это отверстие регулярно закрывают (некоторые даже замуровывают), часто сознательно таким способом пытаясь кошек уничтожить. И неправомерно заставлять одних людей любить или терпеть безнадзорных животных, так же как неправомерно требовать от других не замечать страдания этих животных и ничего не делать для их спасения. В приведенных примерах, спасти указанных безнадзорных животных без изъятия их с улиц с дальнейшим содержанием в домашних условиях невозможно. Так же как невозможно без изъятия этих животных с улиц реализовать право тех и других людей на благоприятную окружающую среду. Часть I. I группа. Концепции, "гуманные" к животным: - стерилизация безнадзорных собак и кошек с возвращением на прежние места обитания (внедрена в Москве с 2002 года, и привела к резкому увеличению численности безнадзорных животных); - создание пожизненных приютов для безнадзорных собак и кошек (реализована в некоторых странах с небольшим количеством безнадзорных животных); - содержание безнадзорных животных гражданами по договору платной опеки (предлагаемая нами принципиально новая концепция); II группа. Концепции, относительно "гуманные" к животным: - создание приютов-распределителей, где отловленные животные передерживаются в течение определенного срока и при отсутствии на них спроса (владельца) усыпляются (применяется во многих европейских странах, в т.ч. Англии, Германии, США, где спрос на животных примерно соответствует предложению и большая часть животных из этих приютов обретает новых владельцев; однако, такая концепция не приемлема для России, где спрос на кошек и собак практически отсутствует, и в результате, всех животных в таких приютах-распределителях через определенное время ждет неминуемое уничтожение); III группа. Концепции, "негуманные" к животным: - поддержание ограниченной численности безнадзорных собак и кошек путем регулярного отстрела или отлова безнадзорных животных с целью их уничтожения или усыпления (применяется сегодня на большей части территории России). Ниже, в Таблицах 1 и 2, дана сравнительная хозяйственно-правовая оценка эффективности применения вышеуказанных "гуманных" концепций. |
Гуманность концепции к животным | ||||
Название концепции | Средняя продолжительность жизни животных | Заинтересованность окружения в здоровье и продолжительности жизни животного | Негативное воздействие на животных и их гибель в результате несовместимости одних животных с другими при совместном обитании или содержании | |
Влияние на домашние виды животных | Влияние на дикую фауну лесов и парков | |||
Концепция стерилизации безнадзорных собак и кошек с возвращением на прежние места обитания (внедрена в настоящее время в Москве постановлениями правительства Москвы № 403-РЗП от 19.07.2001 г. "Регламент по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию, учёту и регистрации безнадзорных и бродячих собак и кошек в г. Москве", дополнения в постановлении 819-ПП от 01.10.2002 г.) | От нескольких минут (например, кошка, впервые попав на улицу, может быть тут же разорвана собакой или попасть под машину) до 2-ух лет. (Это только взрослые животные. Большинство же щенков и практически все котята на улице погибают, не дожив до трёх месяцев.) | 1. На каждого человека, опекающего животных на улице, приходятся десятки людей, которые заинтересованы в том, чтобы уничтожить или убрать этих животных от своего места жительства, работы, учебы, отдыха - они также имеют право голоса и право нелюбить этих животных, и в результате не может быть гарантии сохранения здоровья и жизни этих животных; чем больше животных на улице, тем больше проявляется жестокость по отношению к ним. 2. Велика угроза единовременного уничтожения всех безнадзорных животных при возникновении обстоятельств, когда в связи с опасностью для людей или государственной значимостью вопросы гуманности к животным отходят на второй план: например, при появлении в городе случаев заболевания бешенством или при проведении крупных международных мероприятий (пример: перед Олимпиадой в Афинах собаки были уничтожены) | 1.Безнадзорными и владельческими собаками массово истребляются безнадзорные кошки (нередки случаи, когда через несколько дней после операции стерилизованную кошку разрывают собаки на глазах у выходившего её опекуна; какая здесь гуманность?!) 2. Для кошек в городах нет официально разрешенных укрытий (по ветеринарным нормам кошки не могут жить при температуре ниже +15 градусов Цельсия). Подвалы домов повсеместно замуровываются, в результате кошки либо погибают внутри, либо, лишившись укрытия, разрываются собаками снаружи. (Пункты 1 и 2 говорят об абсолютной неприемлемости концепции, так как самый популярный вид домашних животных в России - кошки - подвергаются массовому уничтожению). 3. Часты столкновения между стаями безнадзорных собак, конфликты иерархии внутри стаи. | Безнадзорными животными (в первую очередь - собаками) истребляются редкие виды дикой фауны, в т.ч. занесенные в Красные книги. |
Концепция содержания безнадзорных собак и кошек в пожизненных приютах | От 2-ух недель (в случае заражения инфекционной болезнью) до 3-х лет | Приют больше заинтересован в обороте помещаемых животных, чем в увеличении продолжительности их жизни или в их здоровье, так как приют получает благотворительные пожертвования при поступлении животных, а как, если не через убыль животных, освободить новые места в условиях перепроизводства этих животных и при отсутствии на них спроса | 1. Главный недостаток приютов - невозможность даже самыми современными и дорогими средствами для дезинфекции и лечения животных бороться с инфекцией - постоянной спутницей приютов для животных, в результате которой животные умирают или хронически болеют, заражая друг друга. 2. Нередко собаки гибнут в результате конфликтов иерархии собак в переполненных приютах. | Отсутствует влияние на дикую фауну |
Концепция содержания безнадзорных собак и кошек гражданами в домашних условиях по договору платной опеки | Биологический срок 15 - 20 лет | Здоровое состояние содержащегося по договору платной опеки животного гарантируется договором, так как опекун ежемесячно получает деньги только если представит инспектору здоровое опознанное по метке и учетной карточке животное | Случаи жестокости между животными исключены, так как при заключении договора о платной опеке производится тщательный отбор кандидатур опекунов и контроль условий содержания. Строго регламентируется предельное число содержащихся животных и учитывается их совместимость. | Отсутствует влияние на дикую фауну |
Хозяйственно-правовая оценка концепции | ||||||||
Назва- ние концеп- ции | Влияние на социум | Влияние на экологию | Эффективность вложения бюджетных средств | |||||
Охрана здоровья граждан (Конститу- ция, "Основы законод. РФ об охране здоровья граждан", "О санит-эпиде-миол. благ. нас.") | Социальное развитие и благополучие населения (Конститу- ция, Гражд. Кодекс, "О защите прав потреби- телей", трудовое, инвал. и др. законодат.) | Экология, благоприят- ная окружающая среда и биоразнооб- разие ("Об охране окр. среды", "О животном мире") | Экология жилья, домов, квартир (Конститу- ция, экологич. , санитарно-гигиенич., жилищное и др. зако- нодат.) | Исполь- зование бюджетных средств как социальная помощь гражданам | Исполь- зование бюджет- ных средств как социаль- ный кредит, способ- ный принести гражда- нам прибыль | Контроль над вложенными бюджетными средствами | Объемы доступных бюджетных средств и других ресурсов для реализации концепции | |
Концеп- ция стерили- зации безнад- зорных собак и кошек с возвра- щением на преж- ние места обита- ния | Концепция несовместима с охраной здоровья граждан, т.к. создает условия, когда: 1. Людей на каждом шагу подстерегает опасность встречи со стаей собак 2. На глазах людей страдают и погибают безнадз. животные, что вызывает сердечные, нервные и психические заболевания 3. Люди, подбирающие домой по нескольку животных, часто в результате теряют здоровье, подвергаются повышенному риску по покусам, бешенству, инфекцион- ным заболеваниям 4. Ухудшение ситуации по бешенству, так как всех безнадзорных животных провакцини- ровать невозможно | Концепция вызывает социальные конфликты, так как создает условия, в которых многие люди ради спасения животных вынуждены подбирать их с улиц в свои квартиры, тратя на них все свои деньги и время, теряя из-за этого доходную занятость, надлежащее жилье и благополучие, впадая в нищету, лишаясь права на развитие и других прав; большинство из этих людей - пожилые женщины, инвалиды - подвергаются оскорблениям, мерам физического и психического воздействия со стороны других граждан и должностных лиц | Крайне негативно влияет на экологию, благоприят- ную окружающую среду, так как безнадзор- ные животные (прежде всего собаки) истребляют дикую фауну, что разрушает биоразнооб- разие городских и пригородных лесов и парков; это влияние не поддается контролю и неустранимо без смены концепции; поэтому, концепция несовместима с основными принципами охраны окружающей среды и охраны животного мира; концепция также несовместима с проведением в городе крупных международ- ных мероприятий | Крайне негативно влияет на экологию жилья, т.к. создает условия, в которых граждане вынуждены превращать квартиры в домашние приюты для животных или кормить безнадзор- ных собак и кошек вблизи домов и жилья, что часто мешает соседям и окружаю- щим людям, а иногда делает жизнь невыноси- мой из-за сильного запаха и шума; это влияние трудно контроли- руемо и неустрани- мо без смены концеп- ции | Вложение бюджетных средств в концепцию равносильно нанесению ущерба государству и гражданам на бюджетные средства так как лечение покушенных людей безнадзор- ными собаками, фактически заложенное в концепцию, требует от государства примерно столько же средств, сколько сама стерилизация; еще больший ущерб несут опекуны безнадзорн. животных; поэтому концепция не может рассматри- ваться как соц. помощь гражданам | Вложе- ние бюджет- ных средств пол- ностью убы- точно для всех | Контроль над вложенными бюджетными средствами невозможен, так как затруднен учёт стерилизован- ных безнадзорных животных на улицах | Объемы доступных бюджетных средств, выделяемых для работы с животными, крайне недостаточны для реализации концепции, что приводит к неуклонному росту численности безнадзор- ных животных и их теневому уничтожению |
Бюджетные средства выбрасываются на ветер, т.к. стерилизация безнадзорных животных при бесконтрольном разведении животных владельцами не влияет на снижение роста численности безнадзорных животных. Ведь большинство щенков и практически все котята все равно погибают не дожив до трех месяцев. Польза от стерилизации здесь только в том, что в результате не рождается обреченное на мучительную смерть потомство. Почти весь прирост безнадзорных животных (особенно кошек) идет за счет выбрасываемых животных. | ||||||||
Концеп- ция содержа- ния безнад- зорных собак и кошек в пожиз- ненных приютах | Приют может негативно влиять на здоровье граждан, проживающих в близлежащих домах из-за шума и запаха | Практически не влияет, но только в случае 100% изъятия с улиц безнад- зорных животных | Приют может негативно влиять на экологию близлежа- щей территории | Не влияет на экологию жилья только в случае значи- тельного отдаления от жилых домов | Вложение бюджетных средств не может рассматри- ваться как социальная помощь гражданам | Вложение бюджетных средств полностью убыточно для всех граждан | Контроль над вложенными бюджетными средствами сильно затруднён ввиду высокой вероятности нецелевого использова- ния этих средств | Отсутствуют бюджетные средства и земли для создания приютов, способных вместить всех бездомных животных |
Концеп- ция содержа- ния безнад- зорных собак и кошек гражда- нами в домаш- них услови- ях по догово- ру платной опеки | Не влияет | Влияет положи- тельно, так как расширяет оплачивае- мую занятость, в т.ч. женщин, пожилых, инвалидов | Не влияет | При соблюдении правил договора платной опеки, где число содержа- щихся животных строго ограничено, негативного влияния на экологию жилья нет | Вложение бюджетных средств является непосред- ственной социальной помощью гражданам | Вложение бюджетных средств является социальным кредитом, способным принести прибыль гражданам, являющимся получа- телями этих средств | Контроль над вложенными бюджетными средствами прост, надежен и объективен вследствие простой и жесткой системы договора платной опеки | Средства являются социальной помощью гражданам и для этих целей существуют федераль- ные финансо- воёмкие счета, позволяю- щие выполнить концепцию на 100% |
Часть II. Постулаты оптимальной концепции должны базироваться на принципах равноправия для людей и гуманности для всех животных. 1. В концепции должно быть реализовано гарантированное Конституцией РФ (статьи 41 и 42) равное право каждого человека на благоприятную окружающую среду (включая право на надлежащее жилье) и охрану здоровья. 2. В концепции должен быть реализован общепринятый международный принцип "ущерб от загрязнения оплачивает загрязнитель", заложенный в Конституции РФ в статье 6 ч.2 : "каждый гражданин России на её территории имеет все права и свободы и несет равные обязанности" и в статье 17 ч.3: "осуществление прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". 3. Концепция должна гарантировать: согласно статье 19 ч.2 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан независимо от пола, места жительства, имущественного и должностного положения, и других обстоятельств (в том числе, например, от физических способностей и наличия средств у человека себя защитить от нападения собак на улице), и согласно статье 19 ч. 3 Конституции РФ для мужчин и женщин равенство прав и свобод и равенство возможностей для их реализации. 4. Концепция должна соответствовать принципам зоозащиты, т.е. обеспечить максимальную гуманность к безнадзорным животным, обеспечив чтобы они проживали свой биологический срок (примерно 15 лет), и обезопасить диких животных от негативного влияния безнадзорных собак и кошек, как хищников. Критерии группы Б (оценочные). Хозяйственно-правовая оценка эффективности концепции, проводимая на этапе выбора оптимальной концепции. Выбор оптимальной концепции должен основываться на качественной и количественной оценке эффективности концепции как минимум по 4-м критериям: 1. Оценка влияния концепции на экологию города (благоприятная окружающая среда для жилья, работы и отдыха граждан; сохранение биоразнообразия естественной экосистемы и т.д.); 2. Оценка влияния концепции на социум (охрана здоровья граждан, социальное развитие, нравственные аспекты, использование бесплатной работы граждан и реализация их права на труд, права на развитие и т.д.); 3. Оценка возможности реализации и финансирования концепции в полном объеме (наличие соответствующих финансовых счетов и материально-технических ресурсов, надежность и доступность контроля над использованием бюджетных средств и т.д.). 4. Итоговая оценка эффективности вложения в концепцию бюджетных средств (интегральная, с учетом пунктов 1, 2, 3, оценка издержек и отдачи от концепции). Примечание. Реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (в контексте проблемы безнадзорных животных) диктует необходимость внедрения наилучшей (оптимальной) по указанным критериям концепции даже в случае, если оптимальная концепция окажется в количественном отношении затратной (убыточной) для государства. Часть III. 1 звено. Устранение причин появления избыточных (необеспеченных спросом) кошек и собак и ограничение потока домашних животных, поступающих на улицы городов по вине их владельцев; Реализация звена (правовые и финансовые механизмы по ограничению разведения кошек и собак владельцами животных): в т.ч. штрафы и налогообложение владельцев нестерилизованных (некастрированных) собак и кошек, потенциально способных принести потомство (или участвовать в причине его появления), имеющее риск стать невостребованным и оказаться на улице; запрет на разведение необеспеченных спросом котят и щенков владельцами животных. 2 звено. Оптимизация источника покрытия финансовых издержек на реализацию всей концепции. Реализация звена (финансовые механизмы): применение принципа "ущерб от загрязнения оплачивает загрязнитель", при котором весь груз финансирования концепции берет на себя реальный загрязнитель (тот, по вине которого животные и оказываются на улице) - владельцы коммерчески приобретенных кошек и собак, путем их ежегодного налогообложения "за загрязнение окружающей среды" и введения обязательной страховки при покупке животного "за риск утраты животным владельца и за риск отказа владельца от содержания животного". В данной страховке будут заинтересованы сами же владельцы животных, так-как они будут спокойны, что в случае их смерти, болезни или например лишения свободы их животное будет обеспечиваться и содержаться. Так же как сейчас, например, человек, выплачивая налог в пенсионный фонд, спокоен за то, что он будет обеспечен в старости. 3 звено. Изъятие с улиц и распределение безнадзорных животных, позволяющее им прожить свой биологический срок, не подвергаясь негуманному обращению. Реализация звена (хозяйственные механизмы): применение модели содержания гражданами безнадзорных животных по договору платной опеки, финансируемой из бюджета за счет налогообложения владельцев коммерчески приобретенных собак и кошек. Примечание: 1. В настоящее время в России городские службы, которые проводят работы с безнадзорными кошками и собаками (отлов безнадзорных животных, строительство для них государственных приютов и содержание в них животных, и т.д.) финансируются из бюджета на деньги всех налогоплательщиков, включая отчисления в бюджет тех людей, которые не имеют никакого отношения к данному выбрасыванию животных на улицы (т.е. "загрязнению" окружающей среды), а многие из них наоборот уже содержат подобранных животных. Такая ситуация, на наш взгляд, ущемляет права нескольких категорий граждан-налогоплательщиков, которые: а) никогда не содержали и не содержат кошек или собак; б) не имеют риска появления невостребованного потомства от своих животных, например, если они стерилизованы (кастрированы); в) уже содержат дома на свои средства подобранных безнадзорных животных; г) участвуют в жизнеобеспечении и спасении безнадзорных животных на улицах городов. И, таким образом, для перечисленных категорий граждан нарушается принцип равных прав и свобод, и равных обязанностей для всех граждан, заложенный в Конституции РФ (статьи 6 ч.2; 17 ч.3; 19 ч.2 и ч.3), из которого следует, что данный вид "загрязнения" окружающей среды должен устраняться за счет налогообложения виновников этого загрязнения - владельцев коммерчески приобретенных кошек и собак, у которых имеется риск появления потомства от своих животных, которое впоследствии может стать обитателем улиц. 2. Выдвинутый в нашей концепции новый принцип "защита животных через социальную защиту человека" (деньги вкладываются не в абстрактных животных, мало ощутимую стерилизацию или гипотетические приюты, а выплачиваются конкретно людям и являются социальной помощью) на наш взгляд, переводит задачу защиты животных в более финансово-ёмкую плоскость достаточно отработанных в государстве и объёмных задач социальной помощи людям. Поэтому, в наиболее узком месте любой проблемы с бездомными животными - вопросе финансирования, данная концепция имеет несравненно большую перспективу положительного решения. Немаловажно то, что контроль над целевым использованием выделяемых бюджетных средств на реализацию концепции прост и надежен. 3. При полной реализации всех звеньев концепции, 3-ое звено "изъятие безнадзорных собак и кошек с улиц под содержание по договору платной опеки" потребуется в крупном масштабе реализовать только для содержания ныне обитающих на улицах животных. В дальнейшем, за счет реализации 1-ого и 2-ого звеньев концепции, нового поступления безнадзорных животных на улицы практически не будет. В среднем через 15 лет изъятые с улиц безнадзорные животные проживут под опекой на содержании у граждан свой биологический срок и все средства от указанного налогообложения постепенно станут оставаться неистраченными, создавая некий "профилактический запас", например, для целей защиты окружающей среды. 4. Для внедрения указанной концепции должны быть полностью реализованы: - механизмы учета всех безнадзорных и владельческих собак и кошек, в том числе внедрена система единообразной идентификации (мечения, клеймения) поголовно всех собак и кошек, что позволит в кратчайшие сроки разыскать владельца оказавшейся на улице кошки или собаки; - механизмы обязательной регистрации владельцев всех собак и кошек, включая физические и юридические лица, в том числе предприятия (гаражи, стоянки, стройки, рынки, автобазы и т.д.), использующие безнадзорных собак в качестве дешевой охраны территории. Часть IV. 1) Финансово-правовые механизмы (налогообложение, штрафы) реализации 1-го и 2-го звеньев оптимальной концепции. Существует 3 основных источника появления необеспеченных спросом, а следовательно, избыточных кошек и собак:1. Целенаправленное (коммерческое, племенное) разведение кошек и собак в условиях перепроизводства этих животных и превышения предложения над спросом на этих животных. 2. Стихийное разведение кошек и собак, когда владельцы этих животных, не занимаясь целенаправленно разведением, допускают появления ненужного потомства от своих животных. 3. Появление потомства у безнадзорных кошек и собак на улице. Работы, направленные на уменьшение численности уже появившихся на улице безнадзорных животных, без применения профилактических мер имеют примерно такую же эффективность, как вычерпывание воды из затопляемого помещения без перекрытия крана. Споры о том, что лучше - стерилизация, приюты, отстрел, усыпление или даже помещение животных под платную опеку, в сущности это споры о том, чем лучше вычерпывать постоянно прибывающую воду - ведром, ковшом или с помощью насоса. Но любой здравомыслящий человек догадается, что сначала нужно перекрыть кран. Главный поток поступления на улицы безнадзорных животных происходит за счет выброшенных на улицу владельческих животных или их потомства. Поэтому, далее мы рассматриваем финансово-правовые механизмы, профилактически ограничивающие указанное в пунктах 1 и 2 вышеприведенной классификации поступление избыточных животных на улицы. Примечание. Далеко не все владельцы собственноручно выбрасывают на улицу потомство от своих животных, хотя никакой владелец не сможет дать 100% гарантию, что содержащиеся у него животные или их потомство когда-либо не окажутся обитателями улиц. Тем не менее, существует два наиболее распространенных пути попадания животных от владельцев на улицы, когда котят или щенков на улицу выбрасывают: а) перекупщики - мошенники, которые паразитируя на проблеме перепроизводства кошек и собак, берутся за деньги устраивать судьбу вверенных им владельцами котят и щенков, и как правило, после получения денег за свои услуги, тут же выбрасывают животных на улицу; б) новые владельцы котят и щенков, приобретая их по легкомыслию, или как игрушки для своих детей, а также просто потому, что повсюду животных отдают даром. Никто не требует при этом от покупателя брать на себя какую-либо ответственность за животное. В результате владельцы воспринимают животных как вещи, которые можно с легкостью брать и также легко от них избавляться. В обоих случаях животные оказываются обитателями улиц именно потому, что при многократном превышении предложения кошек и собак над их спросом, люди уже даже не пытаются браться за пристройство этих животных, так как добросовестно выполнить эту работу просто невозможно (эта ситуация подробно описана в нашей статье "Перекупщики" ("Мир новостей", 01.06.2004г.)). Обстоятельства же и занятость людей другими делами диктует самый простой, но отнюдь не гуманный способ "утилизации" - оставить ненужное животное на улице. Поэтому, первопричина таких отношений не в "безответственных владельцах" и "безнравственных мошенниках-перекупщиках", а в отсутствии в государстве механизмов ограничения появления невостребованных котят и щенков. Из этого следует, что существует насущная необходимость скорейшего внедрения предлагаемых нами механизмов с учетом крайне негативного влияния на всё общество оказавшихся на улицах животных, которых недопустимо просто уничтожать (утилизировать) как любой другой "избыточный товар" в силу достигнутых во всем мире, в первую очередь в европейских цивилизованных странах, этических норм обращения с кошками и собаками как с членами семьи и спутниками жизни человека (закрепленными и в российском законодательстве в статье 137 Гражданского Кодекса РФ). Как уже отмечалось, в соответствии со статьями 41 и 42 Конституции РФ каждому гражданину России гарантировано государством право на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Хотя у разных людей это право в отношении безнадзорных животных представляется по разному, но в любом случае граждане связывают это право с отсутствием безнадзорных животных. Одним гражданам эти животные наносят моральный вред в виде психогенно-стрессового воздействия (страх перед безнадзорными собаками, неудобство и опасность при выгуле собственных домашних животных, страдания из-за морально-нравственной деградации общества, допускающего безнаказанное истребление безнадзорных кошек безнадзорными и владельческими собаками, жалость к самим животным и др.), санитарно-эпидемиологического (инфекция, опасность бешенства, антисанитария) и травматического (покусы) влияния. Другие граждане справедливо считают своим долгом спасать этих животных. Чтобы реализовать права указанных категорий граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, необходимо обеспечить с одной стороны, отсутствие безнадзорных животных на улицах, а с другой стороны - отсутствие их преднамеренного уничтожения или условий случайной гибели. Кроме того, утилизация безнадзорных собак и кошек, так же как и оставление их обитать (а значит - погибать) на улице, несовместима с гуманным обращением с ними и нарушает требование абзаца 2 статьи 137 Гражданского Кодекса РФ. При утилизации животных нарушаются права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, так как уничтожение животных негативно влияет на граждан, и таким образом нарушаются соответствующие статьи Конституции РФ и Законов РФ (в т.ч. статья 137 Гражданского Кодекса РФ, "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", "Об охране окружающей среды", "О защите прав потребителей"). Основные виновники появления безнадзорных кошек и собак - владельцы животных, не несут никакой ответственности за появление невостребованного потомства от своих животных. В то же время, остальные граждане вынуждены испытывать негативное влияние этих животных, ставших обитателями улиц. Из равенства прав, свобод и обязанностей всех членов общества (статьи 6 ч.2; 19 ч.2 и ч.3 Конституции РФ) и требования осуществления гражданами прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц (статья 17 ч.3 Конституции РФ), у владельцев животных, по чьей вине наносится указанный вред, в контексте гражданского права возникают обязательства по возмещению наносимого вреда (в соответствии со статьей 307 Гражданского Кодекса РФ). Для компенсации этого вреда, и в качестве профилактических мер по предотвращению нанесения этого вреда, на наш взгляд, необходимо: а) использовать механизмы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, предусмотренные Законом РФ "Об охране окружающей среды" в статье 16 "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" и статье 18 "Экологическое страхование" в виде соответственно трех разных по смысловому значению независимых друг от друга видов налогов для владельцев кошек или собак: "Налога на владельцев кошек или собак за риск появления невостребованного потомства от животных" , "Страховки-налога при покупке кошек или собак", "Ежегодного налога на владельцев кошек или собак за причиняемое животными загрязнение окружающей среды". "Налог на владельцев кошек или собак за риск появления невостребованного потомства от животных" реализует финансовый механизм ограничения разведения собак и кошек их владельцами. Этим налогом должны в обязательном порядке облагаться владельцы нестерилизованных самок или некастрированных самцов кошек и собак, так как у них существует риск появления невостребованного потомства (у самок) или участия в причине его появлении (у самцов). Введение налога на нестерилизованных (некастрированных) собак и кошек будет стимулировать стерилизацию (кастрацию) владельцами своих животных. "Страховка-налог" выплачивается (в момент покупки или ежегодно) гражданами, приобретшими кошек или собак коммерческим путем за риск утраты этими животными владельца, чтобы таким образом компенсировать государству издержки на жизнеобеспечение оставшихся без владельцев животных. "Ежегодный налог на владельцев кошек или собак за причиняемое животными загрязнение окружающей среды" выплачивается всеми владельцами коммерчески приобретенных кошек и собак за неизбежное при содержании животных разного рода и разной степени причинение неудобств гражданам и загрязнение окружающей среде (фекалии, паразитарная инфекция, шум, запахи и т.д.). Примечание. 1. Владельцы, самостоятельно подобравшие на улице или взявшие из приютов собак и кошек (не по договору платной опеки), в случае если животное не стерилизовано (не кастрировано), платят единственный "Налог на риск появления невостребованного потомства от кошки или собаки". 2. Опекуны животных по договору платной опеки освобождаются от уплаты всех перечисленных видов налогов, так как по договору платной опеки они не имеют права содержать нестерилизованное (некастрированное) животное. 3. Указанные в пунктах 1 и 2 лица освобождаются от уплаты "Ежегодного налога на владельцев кошек или собак за причиняемое животными загрязнение окружающей среды", так как участвуя в содержании безнадзорных животных, они выполняют работу по охране окружающей среды от загрязнения. б) руководствуясь статьей 2 Закона РФ "Об охране окружающей среды" о "соблюдении права человека на благоприятную окружающую среду" и "обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности человека" и статьей 50 того же Закона о "запрещении производства, разведения и использования растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам ... без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения ..."(для справки: кошки и собаки - домашние животные и естественным экологическим системам несвойственны, поэтому они не могут без прямого или косвенного участия человека себя жизнеобеспечить, следовательно, они не должно быть быть безнадзорными и оставаться на улицах), утвердить "Требования к владельцам кошек или собак в области охраны окружающей среды", в которые включить следующие нормы: "Не допускается содержание взрослых нестерилизованных (некастрированных) кошек или собак, за исключением случаев, когда их владелец занимается целенаправленным (коммерческим, племенным) разведением, либо у владельца имеется справка из государственного ветеринарного учреждения (ветклиники) о неспособности животного к размножению или о наличии противопоказаний к операции стерилизации (кастрации). Не допускается осуществлять целенаправленное (коммерческое, племенное) разведение и реализацию (куплю-продажу) потомства от кошек или собак без наличия соответствующей лицензии на данный вид деятельности, а также при отсутствии договоров-заявок установленного образца от потенциальных покупателей, поступивших к продавцу до рождения продаваемых животных. Все передаваемые покупателю животные на теле должны иметь идентификационную метку, указанную в договоре. Копия договора-заявки в обязательном порядке отсылается в организацию по надзору для осуществления контроля. Номер (код) идентификационной метки заносится в единый общероссийский реестр. Не допускается передача кошек или собак от продавца покупателю при их реализации (купле-продаже) на рынках, в зоомагазинах, на улицах и иных общественных местах, за исключением мест их непосредственного содержания (частный дом, квартира, питомник, приют). К реализации (купле-продаже) допускаются только животные после достижения трехмесячного возраста и при наличии справки о прохождении полного курса вакцинации (с обязательным карантином) от инфекционных болезней (для кошек: бешенство, панлейкопения, калицивирос, ринотрахеит; для собак: бешенство, чума плотоядных, энтерит, гепатит, аденовирос, лептоспироз), с пометкой государственного ветеринарного учреждения. В случае отказа от содержания кошки или собаки, владелец обязан передать её на содержание в государственный приют-распределитель или новому владельцу с обязательным составлением договора установленного образца о передаче животного. Не допускается выпускать собаку на любую территорию за пределами дома (квартиры, приусадебного участка) без присутствия рядом владельца (или сопровождающего собаку лица), который эту собаку должен держать на поводке и контролировать поведение собаки. Спускать собаку с поводка разрешается только в специально отведенных для этого местах - огороженных площадках." в) руководствуясь статьей 2 Закона РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" о "соблюдении прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечении связанных с этими правами государственных гарантий", и о "приоритете профилактических мер в области охраны здоровья граждан", и принимая во внимание потенциальную опасность обитания на улицах безнадзорных животных (для окружающей среды, здоровья и имущества граждан), реализовать права граждан (потребителей) на безопасность деятельности (работы, услуги), связанной с кошками или собаками, следуя статье 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" о "праве потребителя на безопасность товара (работы, услуги)", для чего утвердить "Требования на безопасность всех видов обращения (реализации товаров, работ, услуг) с кошками или собаками для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды" (взяв за основу "Требования к владельцам кошек или собак в области охраны окружающей среды", сформулированные выше) и включить в перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному их соответствию указанным требованиям, следующие виды деятельности: деятельность по разведению (в т.ч. племенному) кошек или собак; деятельность по реализации (купле-продаже) кошек или собак. г) руководствуясь статьей 4 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой "к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан ...", включить в перечень видов деятельности (указанный в статье 17 того же Закона), на осуществление которых требуется лицензия, следующие виды деятельности: деятельность по разведению (в т.ч. племенному) кошек или собак; деятельность по реализации (купле-продаже) кошек или собак. д) В Кодексе РФ об Административных Правонарушениях необходимо предусмотреть соответствующие штрафы за нарушения статей "Требований ...", а также иных правил и норм, разработанных на основании вышеуказанных пунктов а)-г). Модель сводится к тому, что безнадзорные животные определенными партиями отлавливаются и помещаются в приют-распределитель, где им делаются прививки и они проходят карантин. После этого животные поступают к гражданам, желающим содержать безнадзорное животное за соответствующую оплату их труда (предположительно, в размере от 1500 до 2000 рублей в месяц за одно животное из сумм, которые будут поступать в бюджет с вышеописанного налогообложения владельцев коммерчески приобретенных собак и кошек). Можно дифференцировать размеры выплачиваемого за опеку пособия и уплачиваемого владельцами налога, учитывая вид и размер животного. При отборе кандидатур для этой работы будут учитываться личные качества человека, его образ жизни, особенности здоровья, опыт содержания животных, условия жилья и т.д. Далее, кандидат в опекуны проходит инструктаж по уходу за животным. Количество взятых на платное содержание животных одним опекуном должно быть строго ограничено, например, не больше пяти кошек либо двух мелких либо одной крупной собаки. Обязательным условием договора также будет являться периодический осмотр состояния опекаемого животного уполномоченным инспектором, который должен идентифицировать животное по метке его теле (проставление метки обязательно) и приметам, указанным в договоре и определить его нормальное здоровое состояние. В случае выявленного ненадлежащего содержания животного договор может быть расторгнут, а в случае утраты животного или его гибели по вине опекуна (например, из-за непроведенного лечения), опекун должен будет выплатить установленный штраф либо понести иное наказание в соответствии с законодательством РФ. Для содержащихся под опекой животных будет предусмотрена служба бесплатной ветеринарной помощи, включая бесплатную стерилизацию (кастрацию) животных. В соответствии с договором платной опеки, содержащиеся опекуном животные должны быть стерилизованы (кастрированы) указанной службой, кроме животных, у которых имеются противопоказания к этой операции. По самым грубым оценкам, по России кошек и собак, имеющих владельцев, примерно в 10 раз больше, чем количество безнадзорных кошек и собак (в т.ч. учтена статистика, приведённая в журнале "Зообизнес в России" №2 за 2003 г.). Из этого следует, что если, к примеру, назначить ежемесячное пособие опекуну за содержание одного животного в 2 тысячи рублей, то чтобы покрыть эти издержки концепции только с одного вида налогообложения "Ежегодного налога на владельцев кошек или собак за причиняемое животными загрязнение окружающей среды", этот налог на каждое животное, имеющее владельца, должен составлять в 10 раз меньше, т.е. 200 рублей в месяц (и соответственно, годовой налог - 2400 рублей). Доходы в бюджет с двух других видов налогообложения: "Налога на владельцев кошек или собак за риск появления невостребованного потомства от животных" и "Страховки-налога при покупке кошек или собак" должны финансировать, например, издержки на функционирование приютов-распределителей, включая зарплату их персоналу; оплату труда инспекторов и другие выплаты всем участвующим в реализации концепции службам. Согласно статьям 16 и 18 Закона РФ "О Правительстве Российской Федерации", Правительство Российской Федерации "обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения", "принимает меры по реализации трудовых прав граждан", "принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия", "принимает меры по реализации прав на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия". В нашем предыдущем к Вам обращении мы достаточно подробно и доказательно перечислили все виды негативного влияния, которые приносит всему нашему обществу нерешенная проблема безнадзорных животных в России. Это влияние настолько широко, что затрагивает конституционные права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд, на социальное обеспечение, а также вопросы санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия. Все указанные аспекты, как показано в предыдущем абзаце, находятся в рамках Ваших законных полномочий. Мы считаем, что на сегодняшний день принятие национального Закона "О защите животных от жестокого обращении" кардинально не улучшит положение животных. Так как принятие этого Закона подразумевает уже следующий для России этап - юридическую защиту каждого отдельно взятого животного. Это невозможно осуществить сегодня, когда в стране созданы условия для гибели и уничтожения масс животных, и когда еще не разработана и не внедрена соответствующая хозяйственная концепция (если хотите, не принята государственная политика) массового гуманного распределения и оборота самых распространенных домашних животных. Эта концепция неизбежно должна решать вопросы создания рациональных структур рыночных отношений в этой области, приведения в соответствие спроса к предложению на животных, наведения порядка с регистрацией владельцев животных, введения налогообложения на реального виновника "загрязнения" - владельцев животных , и т.д. (в сущности - следует просто добросовестно решить вопросы учета и финансирования). Эта концепция призвана исключить условия гибели или уничтожения сотен тысяч животных, что невозможно авторитарно обеспечить никаким самым лучшим законом о защите животных от жестокого обращения. На наш взгляд, на национальном уровне вперед должны приниматься именно хозяйственные механизмы, обеспечивающие в массовом порядке рациональные и оптимальные со всех сторон структуры работы с домашними животными, которые должны привести в будущем к дефициту и к повышению самой ценности кошек и собак. А значит - не потребуется этих животных на каждом шагу защищать от жестокого обращения. Мы убедительно просим Вас серьезно отнестись к вышеприведенному обоснованию и максимально использовать полномочия Правительства РФ для наведения порядка в России в области работы с домашними, в том числе безнадзорными, животными. Для проведения в России по настоящему эффективной работы, направленной на решение проблемы безнадзорных животных, просим подключить нашу организацию к работе над принятием законодательных актов в этой области. Просим также учесть наши материалы при разработке технических регламентов в этой области (в соответствии с Законом РФ "О техническом регулировании"). С уважением, директор АНО "Благотворительное общество опеки бездомных животных" Ильинский Евгений Анатольевич |
Вы можете оставить свой комментарий здесь
Центр правовой зоозащиты в социальных сетях
ПОИСК ПО САЙТУ